ДамОтвет.ру

Дом и Семья

Родителям

 

 

Как развить фонематические навыки у ребенка

 

За последние годы в области обучения чтению произошли значительные изменения, и многие учителя теперь проводят различия между обучением языку и звукам. На различные программы для чтения, входящие в ту или иную категорию, было потрачено немыслимое количество денег для того, чтобы продемонстрировать достоинства каждой из них.

Истина заключается в том, что наилучший способ обучения чтению являет собой комбинацию этих двух методов. Исследования в области чтения показали, что фонематические навыки являются чрезвычайно важными для того, чтобы учащиеся, в особенности не склонные к обучению, могли преуспеть в этом процессе.

Однако факт, который смущает стольких родителей и опекунов, в том, что термин «фонематические навыки» затрагивается в абсолютно разных аспектах. В понятии фонематических навыков учитывается скорее структура слов, нежели их значение. Для того чтобы понять конструкцию написанных фраз или слов, читателям необходимо поразмышлять над взаимосвязью между написанием и произношением. Для того чтобы понять написанное слово, начинающие читатели должны осознавать, что слова состоят из звуков (фонематические особенности слов), а не воспринимать каждое слово как неделимый поток звуков.

Развитие фонематических навыков не может быть осуществлено за один раз – для этого необходимо время. Важно отметить, что эти навыки представляют собой предварительные навыки чтения. Дети не могут распознавать никаким другим способом символы на странице, кроме как на слух.

Стадии фонологического развития вплоть до приобретения фонематических навыков включают:

- Понимание, что предложения составлены из слов;

- Понимание, что из слов можно составлять рифмы;

- Понимание, что каждое слово можно разделить на слоги, и способность проделывать это;

- Понимание, что слова можно разделить в зависимости от их начальных согласных и рифм, и способность проделывать это.

- Понимание, что слова могут начинаться с одного и того же звука, и способность подбирать слова согласно этому признаку;

- Понимание, что слова могут заканчиваться на один и тот же звук, и способность подразделять их по этому признаку;

- Понимание, что в середине слова могут находиться одни и те же звуки, и способность подразделять их по этому признаку;

- Понимание, что слова можно разделить по фонемам, и способность проделывать это;

- Понимание, что из слов можно исключать звуки и таким образом составлять новые слова, и умение проделывать это;

- Способность смешивать звуки, чтобы образовывать слова;

- Способность подразделять слова на составляющие звуки.

Однако фонематические навыки несколько сложнее, чем простое восприятие на слух, при котором необходима лишь способность различать два похожих слова между собой. Способность определить, в чем похожи два слова, а в чем различаются, демонстрирует уровень развитости фонематических навыков. Маленьких детей обычно просят рассматривать слова только в отношении их значений, хотя когда у детей появляется возможность поэкспериментировать с рифмами, они понимают, что могут играть со структурой различных слов.

Распознавание и игры с рифмами зачастую являют собой начало развития фонематических навыков для многих детей. Понимание того, что слова могут оканчиваться на одинаковые звуки, является важным шагом в процессе обучения чтению. Способность почувствовать рифму прямо и косвенно воздействует на навыки чтения ребенка.

Напрямую, это помогает детям осознать, что слова с одинаковыми звуками обычно состоят из одинаковых последовательностей букв. Одинаковые последовательности букв впоследствии оказывают значительное влияние на развитие способов чтения.

Косвенно же, распознавание рифм помогает анализировать слова, начиная с анализа больших сегментов слов (таких, как рифмы), заканчивая анализом слов на уровне фонем (что является важнейшим требованием для чтения).

Исследования показали, что способность распознавать рифмы в возрасте трех лет и способность читать и писать тремя годами позже очень взаимосвязаны. Многочисленные исследования показали, что необходимо делать акцент на игры ребенка, связанные с рифмами.

Навыки рифмования и фонематические навыки связаны между собой. Исследования показали, что дети, способные различать высоту звуков в музыке, получают высокие результаты в тестах, проверяющих фонематические навыки. Вследствие того, что изменение в высоте звука является важным источником информации в сигналах речи, чувствительность к небольшим частотным изменениям, задействованная в распознавании фонем, является важным аспектом на начальных этапах обучения чтению. Подобные результаты показывают, что музыкальное образование, полученное дома, является одним из начальных этапов развития навыков чтения и фонематических навыков, с которыми дети отправляются в школу.

Так чему же вам необходимо обучать ребенка? Методики развития фонематических навыков чаще всего направлены на умение подразделять слова на отдельные звуки, распознавать звуки в различных положениях в слове (в начале, середине, и конце слов), определение слов, начинающихся или оканчивающихся на один и тот же звук, и выговаривание слов без их начальных или конечных букв.

На выполнение большинства упражнений на развитие фонематических навыков уходит не более 15-20 минут. Несмотря на то, что упражнения можно подбирать заранее, конкретные слова для развития этих навыков должны подбираться из окружения, знакомого ребенку, например, из недавно прочитанной книги, сыгранной игры или семейного мероприятия. Упражнения на развитие фонематических навыков должны являть собой продолжение упражнений на развитие навыков чтения.

Наиболее подходящим и естественным способом познакомить ребенка с фонемами является использование литературы, в которой задействованы игры с речью при помощи рифм. Простые рифмы легко запоминаются при повторении, и дети научатся составлять свои собственные рифмы.

Проведите некоторое время в дестком отсеке своей домашней библиотеки или просто просмотрите книжные полки своего ребенка, чтобы отобрать книги, в которых язык представлен в игровой форме. Читайте, перечитывайте истории и поясняйте использование языка в них, а затем пусть ваш ребенок повторяет звуки, слова или предложения (например, можете задать ребенку вопрос: «Какой звук слышится тебе в начале всех этих слов?»), и изобретает новые языковые формы, использованные в историях.

Исследования доказали существование не только предиктивной связи фонематических навыков и успехов в чтении, но и существование их причинно-следственной связи. Фонематические навыки положительно воздействуют на чтение ребенка, которому он может научиться. Развитие фонематических навыков должно осуществляться на ранних стадиях для того, чтобы ребенку было проще научиться читать в будущем.

 

 

Поиск схожих статей:

 

история развития

 

причиной подразделяются

 

процессе подразделяют

 

определение подразделяются

 

умения навыки

 

понимание истины

 

развитие ребенка

 

понимание речи

 

этапы развития

 

процесс понимания